10 февраля – память прп. Ефрема Сирина, проповедника покаяния

Покаяние – это не «айм сорри»

Прот. Д Смирнов

 Меньше трех недель осталось до начала Великого поста. Но Церковь уже заранее готовит нас к этому малому подвигу, которым каждый желающий может очистить свою душу. Так называемые «подготовительные недели» к посту – это время для того, чтобы поразмышлять над собственной жизнью. Время, чтобы вспомнить, что вся суета этого мира проходит и есть вечные ценности, над которыми не властно время.

Эти недели, точнее воскресенья (потому что «неделя» по-славянски и означает воскресный день, в который ничего не делают)  носят очень говорящие названия. «Неделя о мытаре и фарисее», которая отмечалась 5 февраля, напоминает о том, что Господь пришел не к праведникам, а к грешникам. Порой мы не замечаем своих грехов, ошибок и страстей. Порой оправдываем себя условиями жизни, окружающими людьми и обстоятельствами. Покаяние и состоит именно в том, чтобы признать свою греховность. Стоит лишь один день внимательно понаблюдать за своими словами и делами в свете совести, а еще лучше Божиих заповедей. Тогда перед человеком мало-помалу открывается картина истинного состояния души.

За две недели до поста, воскресное Евангелие повествует о возвращении заблудшего сына к Отцу (евангелие от Луки 15, 11-32). Бог дает нам все для жизни, но правильно ли мы распоряжаемся этим богатством? Время, душевные и физические силы, разум и многое другое, как часто они тратятся совсем не на те цели, для которых даны. Сын потратил все, но не стал счастливее, не обрел радости ни в пирах, ни в веселье. Тоска по отчему дому оказалась сильнее. Эта притча напоминает, что в поисках счастья можно оказаться нищим, но именно в такой нищете легче всего обратить взор на Бога, раскрывшего нам Свои объятия. Понимание собственной духовной нищеты – начало покаяния.

Затем еще одна неделя и мы на пороге Великого поста. «Господи и владыко живота моего…» — эта главная покаянная молитва зазвучит во всех храмах. А память ее автора – преподобного Ефрема Сирина, Церковь отмечает 10 февраля. Сирийский пустынник, живший в IV веке, посвятил свою жизнь поиску, того, что дает человеку счастье, и нашел это, как ни странно, в покаянии.

Родители воспитали его в православной вере, но с приходом юности все воспитание было забыто, и Ефрем окунулся в мир развлечений и поисков приключений. Приключения он через какое-то время нашел – юношу посадили в тюрьму за кражу овец.

Однажды, по приказанию родителей отправившись за город, Ефрем запоздал и остановился ночевать в лесу вместе с пастухом овец. Ночью на стадо напали волки и растерзали овец. Когда пастух объявил об этом хозяевам стада, те не поверили и обвинили Ефрема в том, будто он привел воров, которые расхитили овец. Юноша был представлен судье.  Ефрем писал потом: «Я оправдывался, рассказывая, как было дело. Вслед за мной был приведен некто, пойманный в прелюбодеянии с одной женщиной, которая убежала и скрылась. Судья, отложив расследование дела, обоих нас вместе отослал в тюрьму. В заключении нашли мы одного земледельца, приведенного туда за убийство. Но и приведенный со мной не был прелюбодеем, а земледелец – убийцей, равно как и я – похитителем овец.

Проведя там семь дней, на восьмой слышу во сне, что кто-то говорит мне: «Будь благочестив, и уразумеешь Промысл Божий; перебери в мыслях, о чем ты думал, и что делал, и по себе узнаешь, что эти люди страдают не несправедливо; но не избежат наказания и виновные». Итак, пробудившись, стал я размышлять о видении, и, отыскивая свой проступок, вспомнил, что однажды, будучи в этом же селении, на поле, среди ночи, со злым намерением выгнал я из загона корову одного бедного старика. Она обессилела от холода, и ее настиг там зверь и растерзал. Как только я рассказал заключенным со мной этот сон и свою вину, они, возбужденные моим примером, начали рассказывать о своих: поселянин, – что видел человека, тонувшего в реке, и мог ему помочь, однако же не помог; а городской житель, – о том, что присоединился к обвинителям одной женщины, оклеветанной в прелюбодеянии. При этих рассказах начал я приходить в раскаяние, потому что в этом было некоторое явное воздаяние. И если бы все это случилось только со мной, можно было бы сказать, что все это случилось со мной по человеческим причинам. Но нас троих постигла одна и та же участь. И значит, есть некто четвертый, отмститель.

На другой день судья рассмотрел дела обвиняемых; признал невинными посаженных в темницу по ошибке или злонамеренности, и предал на съедение зверям уличенных и сознавшихся в этих злодеяниях».

Юноша осознал одну простую вещь. Порой люди страдают, и казалось бы невинно. Если  рассмотреть свою совесть, и становится понятно, что немало событий и поступков человеческой жизни часто достойны наказания. Но стоит обратить внимание и на тот факт, что Божие наказание всегда мягкое. «Наказ», как известно, означает по славянски «урок».

Ефрем Сирин прекрасно усвоил этот Божий урок и направил свою жизнь в совсем другое русло. Он стал аскетом, поселился в пустыне и проводил дни и ночи в молитве и раскаянии. Со временем вокруг подвижника собрались ученики.

Господь дал Ефрему поэтический дар. Множество молитв и поучений вышли из-под его пера. Сами тексты похожи скорее не на богословские трактаты, а на лирические песни, которые способны затронуть струны человеческой души.

Поэтические души близки друг другу и через пятнадцать столетий А.С. Пушкин сделал перевод великопостной молитвы преподобного:

 

Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
 
Всего через несколько недель эту молитву начнут читать на церковных службах и только от нас самих зависит,
 найдет ли она отклик в наших сердцах, как нашла его в душе великого поэта.

Добавить комментарий