Наш репортаж: Пасха 2012!

Великая суббота

В воздухе витали запахи весенней прохлады, центральная улица нашего города была пуста, как и обычно, в субботнее утро, я торопился на службу, пробегая мимо закрытых еще магазинов. Дорога до храма занимает минут 5-7, но в тот день за это время так много хотелось вспомнить. Вся страстная неделя прошла, как будто, в другом измерении – так всегда бывает, когда стараешься хоть немного расширить границы поста от простых лишений в пище. Только вчера было вечернее богослужение, вынос Плащаницы, исповедь. И вот наступил день великой тишины. Погода пока еще не обещала быть теплой, но всё же верилось, что грядущая Пасха принесет весну на землю. А пока тишина, даже лучше сказать Тишина. Всё в городе замолчало…

Дошёл до храма, вошёл внутрь и почувствовал, что за последние дни он стал моим домом в прямом смысле этого слова. Ведь дом – это не здание из бревен или кирпича с крышей над головой, это то место, где ты чувствуешь себя в гармонии со всем миром, где чувствуешь защищенность от всех внешних раздражителей, где чувствуешь покой.

Вот началось чтение утренних молитв, часов, вот уже собирается наш хор. Спокойно и плавно проходит Литургия. Однако, к концу службы храм переполняется народом, и вот уже разговоры идут шепотом о том, когда будут святить куличи, куда свечки поставить… И тут боевой отряд нашего молодежного клуба начинает свое выступление.

Перенесемся на несколько дней в прошлое…

Все мы – ребята из православного молодежного клуба – долго на собраниях обсуждали, что же нам предстоит в этом году сделать в Великую субботу и Пасху. Опыт предыдущего года уже дал пищу для размышлений, и хотелось все «шероховатости» сгладить. Договорились снова разбиться на сектора и работать с народом: раздавать листовки о Празднике, направлять к иконам, рассказывать что и как в храме делать. В этом году нам добавилась еще одна активность – собирать подписи у прихожан на установку памятника невинным младенцам, в утробе матери убиенным. И, как показала практика, мне эта деятельность далась трудновато.

Еще не успели прочитать благодарственные молитвы, а меня уже заняли вышеописанным делом. Не буду ничего плохого говорить о тех, кто холодно или резко отрицательно относился к сбору подписей – Бог нам всем судья, но зачин был положен. Когда подоспели все ребята из клуба, я смог передать обязанности по сбору и занять свое место у Плащаницы. В мои обязанности в этот день входило, как и в прошлом году, объяснять всем прихожанам, как надо к ней прикладываться. Большинство, выслушав мои наставления, спокойно проходили, кто-то что-то говорил про себя (надеюсь что-то доброе), а когда подходили маленькие дети, мне предлагалось заняться тяжелой атлетикой и поднимать их, чтобы и они могли приложиться к Святыни. Были и веселые случаи с детьми – один из маленьких неофитов, услышав от меня, что это образ Христа, лежащего во гробе, попросил открыть гроб. Мы от души посмеялись вместе с его молодой мамой.

Время шло. Отец Валерий выходил освящать куличи, по возвращении исповедовал, ребята собирали подписи, помогали прихожанам, следили за свечками – в общем, работа кипела. Хочу напомнить, что всё это время я не выходил из храма, и потому представьте себе мое изумление и восторг, когда мне потребовалось позвонить, и я вышел в середине дня на улицу… А там весна! Солнце, тепло, и снег почти весь растаял. С этой теплотой в душе я снова зашел в храм и вернулся на «рабочее место».

Приближался вечер, с благословения отца Валерия те, кто собирался в Пасхальную службу причащаться (включая Вашего покорного слугу) прочитали последование и покаянные каноны, и после начали все потихоньку расходиться, чтобы набраться сил перед самим Праздником…

Пасхальное богослужение

Вернулся я в храм без 20 минут десять. Как и в прошлом году, мне предложили почитать Деяния Святых Апостолов, которые предшествуют Пасхальному Канону и Крестному Ходу. Но только в этот раз меня сначала позвали в алтарь… В храме вновь воцарилась тишина, и лишь несколько прихожан сидели на лавочках в ожидании Великого Празднества. Полумрак, еле слышный треск свечей, и больше ни звука… именно в такие моменты испытываешь чувство благоговения, чувство покоя и внутренней радости – таким я, перекрестившись, вошел  в алтарь главного предела храма. Меня облекли в стихарь (обычно мне давали зеленый, а в этот раз дали красный – «Господи, какое счастье быть в облеченным в цвет Пасхи» — подумал я тогда), и, вооружившись Священным Писанием, я вышел в центр храма и начал читать. Не могу я рассказать, как прошло 2 часа, как не пересохло горло, как не устали голосовые связки – ничего не скажу, потому что я этого не помню, а помню только свет, который излучало каждое слово священного текста. И вот уже запели Пасхальный Канон, вот собрались прихожане, заполнив собою буквально каждый сантиметр храма, вот отец Валерий уносит Плащаницу через Царские врата – сердце сжимается от нетерпения.

Начинается Крестный Ход – не мне Вам рассказывать насколько это красиво. С молитвою, иконами, свечами мы двинулись в путь. И тут произошло неожиданное – обойдя вокруг храма, мы встретили «хвост» колонны прихожан, да не просто «хвост», а «хвостище». Около 5 минут мы все ждали пока люди полностью выйдут из храма. Сколько же православных собралось на соборную молитву! И вот, наконец, входим в храм, и звучит первое, звонкое, светлое и радостное «Христос Воскресе», а за ним многоголосый ответ «Воистину Воскресе». И от этого стены храма, кажется, содрогаются.

Началось непосредственно Пасхальное богослужение. Хор громко пел Праздничные песнопения, музыка заполняла собой храм, а прихожане (которых как ни странно не убыло до конца службы) отвечали на каждый возглас батюшки «Воистину Воскресе». На лицах были улыбки, отражавшие чистое и светлое чувство счастья. Отец Валерий пять раз переоблачается пока, наконец, не одевает полностью красные одежды, пять раз он проходит по храму, словами Пасхального Приветствия возвещая пришедший Праздник. Свет Паникадила и свет красных праздничных свечей не гаснет всё время службы – ни на мгновение.

Наконец, наступает момент Причащения. Почти сто человек выстраивается, чтобы соединиться со Христом в день Воскресения. Стоишь, и голова кружится – не от голода, но от счастья. Вот уже подходишь к Чаше, называешь свое имя и… дальше я боюсь рассказывать, так как словами всего не передать. Причастие в Пасху оно всегда какое-то особое – нельзя сказать, что с тобой происходит, можно только почувствовать…

Всех Вас с Пасхой! Христос Воскресе!

Ваш К.

Добавить комментарий